Константин Коровин. Живопись. Театр ٠ резюме события из раздела: [Выставки, показы]
Годы: 2012
[Аннотация] В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка русского живописца Константина Коровина "Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения". Крымский Вал, 10 29 марта – 12 августа 2012
Официальное СМИ http://korovin.tretyakov.ru/
Константин Коровин (1861-1939) известен преимущественно как "русский импрессионист". Впрочем, творчество его очень многогранно: стиль художника перекликается со стилистикой модерна и неоромантизма, а виды художественного творчества не исчерпываются живописью. Коровин оставил наследие, включающее монументальные и сценографические работы, опыты в области архитектурного проектирования и даже литературы.
Это вторая персональная выставка художника в Государственной Третьяковской галерее после организованной в 1922 году, еще при его жизни в России. Но впервые галерея проводит столь масштабную ретроспективу станковых, монументальных и театральных произведений. На выставке, ставшей одним из крупнейших выставочных проектов года, представлено около 240 работ из коллекций 46 российских и зарубежных музеев. Среди них - живописные полотна, театральные эскизы, монументальные панно, письма, фотографии, а также подлинные декорации и костюмы к опере "Золотой петушок" Николая Римского-Корсакова. Одно из открытий выставки – декоративное панно "Старый монастырь". Поступив в собрание Третьяковской галереи в 1946 году, оно долгое время хранилось в запасниках на валу. Превышающий семь метров в длину, этот фриз демонстрирует стилистическую перекличку с искусством модерна.
Для глубокого ознакомления с творчеством Константина Коровина научные сотрудники Третьяковской галереи подготовили публикации и обширный иллюстративный фонд, изданные в печатном и электронном каталогах "Константин Коровин. Живопись.Театр". Частично материалы опубликованы на сайте.
Мы надеемся, что выставка и подготовленное к ней информационное сопровождение помогут по-новому взглянуть и оценить, казалось бы, хорошо изученное творчество Константина Коровина и подарят незабываемые минуты общения с его радостным и жизнеутверждающим, пронизанным любовью к людям и родине искусством!
Источник: http://korovin.tretyakov.ru/
Самый блестящий и последовательный русский импрессионист – так специалисты определяют суть творчества Константина Коровина. Ученик Саврасова и Поленова, в 1883 году он написал произведение, которое позднее назвали «первой ласточкой» импрессионизма в России – «Портрет хористки», восхитивший самого Репина.
Необычайную популярность Константина Коровина связывают, прежде всего, с его талантом художника-декоративиста. Коровин много и успешно сотрудничал с театром, но прославился именно как автор живописных полотен. Его называют основателем московской импрессионистической школы.
В последние годы Константин Коровин жил во Франции, бедствовал, картины по собственному выражению, писал за яичницу – чтобы прокормить семью. Тогда же художник впервые попробовал себя как писатель. Совсем недавно рукописи его рассказов были изданы в России. Коровин никогда не считал себя эмигрантом, как и многие, он думал, что уезжает ненадолго, но в Россию так и не вернулся.
Источник: http://www.krikoart.com/news.php?n=462
Биография художника и фото картин: http://www.artcyclopedia.ru/korovin_konstantin_alekseevich.htm
Фото, биография художника и фото картин: http://kkorovin.ru/
В двадцатые годы Коровин оформляет балет "Дон Кихот" для гастролей Анны Павловой в лондонском Ковент-Гардене; оперу "Золотой петушок" для театра в Турине; "Севильского цирюльника" для гастролей Шаляпина в Англии и США; "Снегурочку" и "Князя Игоря" для Русской оперы в Париже...
Находясь в 1925 году в Турине, во время работы над декорациями к "Золотому петушку", он писал Красину: "Я прихожу к себе в гостиницу поздно ночью и падаю от усталости... Сколько я дней и ночей проработал в своей жизни, считая с 20-ти лет - сначала у Мамонтова, потом Большой театр. А сколько выставок, и что же? Я ведь хотел все работать свое, то есть то, к чему я пришел в живописи. Ведь, это моя музыка, мое искусство - я его люблю, ... и я не могу им заниматься, так как работаю теперь по крайней моей нужде".
Коровин мечтает, отработав очередной контракт, вернуться домой, в Россию. Но деньги на жизнь кончаются раньше, чем заканчивается работа. Снова нужно заключать контракт, и нет денег для всей семьи на обратную дорогу.
Декоративность, общее настроение при отсутствии психологизма большинству коровинских портретов. Но есть несколько работ, резко выделяющихся из этого ряда. Их можно включить в число лучших произведений русской портретной живописи. Это Портрет итальянского певца Анджело Мазини (начало 1890-х), портрет Николая Дмитриевича Чичагова (1902) и портрет Федора Ивановича Шаляпина (1911).
Портрет итальянского певца Анджело Мазини. 1890
Портрет Мазини, знаменитого итальянского тенора, неоднократно выступавшего в мамонтовской Частной опере, является без сомнения лучшим. При максимально ограниченной цветовой гамме (которой Коровин, как уже рассказывалось, увлекался в первой половине 1890-х годов) мало можно найти портретов большей художественной выразительности. Достаточно привести слова Шаляпина о Мазини и сразу же становится ясна точность попадания и живописная сила коровинской кисти: "Пел он действительно, как архангел, посланный с небес для того, чтобы облагородить людей. Такого пения я не слыхал никогда больше. Но он умел играть столь же великолепно!". Одного взгляда достаточно, чтобы понять - перед нами прекрасный трагик и "серафим от бога", по словам Коровина.
Портрет Н.Д.Чичагова. 1902
В такой же черно-белой гамме написан и портрет Чичагова, друга мамонтовской семьи, "всегдашнего тапера-любителя" на семейных вечерах, человека доброго и беззаботного. Одна из современниц Коровина писала об этом портрете: "Какое изумительное сходство!!! Не только похоже лицо его - это что-то гораздо большее... Тут виден весь человек: кто он, каков его характер, образ жизни!".
Весь человек виден и на "Портрете артиста Федора Ивановича Шаляпина" 1911 года. Коровин писал и рисовал Шаляпина много раз. Наиболее известные портреты: 1904 (совместная работа с Серовым), 1905, 1911, 1916 с дочерью Ириной, 1921 годов.
Произведение относится к тому периоду, когда Коровин стал писать много ночных и вечерних интерьеров с женскими фигурами в старинных платьях, стараясь наполнить свои творения романтическим настроением, часто навеянным столь любимой художником поэзией Пушкина. Возможно, две девушки на вечерней террасе должны были вызвать ассоциации с Татьяной и Ольгой. Писал их Коровин с дочерей Шаляпина Ирины и Лидии. Вот что по этому поводу вспоминала Ирина Федоровна Шаляпина: «В деревне Охотино, Ярославской губернии, Константин Алексеевич писал картину вечером на террасе, писал и ночью. Застекленная терраса, две женские фигуры - я и сестра, одетые в платье «ампир», за стеклами террасы чудная синяя коровинская ночь. Константин Алексеевич пишет при свете фонаря «летучая мышь», пишет и все хвалит платья. «Вот, девочки, как одеваться надо, а то короткие юбчонки и шляпки на глаза». И дальше начинался фантастический рассказ. Мы, как зачарованные, слушали и позировали, а Константин Алексеевич рассказывает и пишет, но так энергично кладет мазки, что мольберт вздрагивает. Перерыв, хочется взглянуть. Вблизи не очень понятно, но стоит отойти на несколько шагов, и вырастают чудеса. Поэтичная картина. — Константин Алексеевич, - спросила я, - как вы в такой темноте пишете, как краски видите, можно перепутать. Он, лукаво улыбнувшись, говорит: «Уж краски-то я знаю». Коровин написал дочерей Шаляпина и в картине «У открытого окна» (1916). Но там вместо ассоциаций с персонажами русской литературы — упоение врывающимся в интерьер солнцем, воплощенное звучными мажорными контрастами зеленого и красного, лилового и желтого.
У открытого окна. Портрет дочерей Ф.И.Шаляпина. 1916
Во второй половине 1900-х в станковом творчестве художника окончательно формируются та присущая только ему манера широкого и свободного эскизного письма, что навсегда будет связана с именем Коровина. Мастер активно работает во всех жанрах живописи - по-прежнему пишет пейзажи и портреты.
Коровин добивался передачи того, что, казалось бы, невозможно передать. Дрожание жаркого воздуха, ветер, блики морской глади, полуденный зной - прелесть каждого отдельного момента, каждого ощущения. Долгая, сложная работа над картиной не давала бы такой возможности. Поэтому Коровин перешел целиком на этюды, фактически отказавшись от традиционных норм станковой живописи. Многие его упрекали за эту "недосказанность". Однажды кто-то заметил ему по поводу одного из этюдов: "Надо бы позаконченней". "Я старался, - ответил художник, - но иначе все замирает".
Благодаря Коровину "этюдность" стала одной из характернейших черт русского импрессионизма (так же как декоративность). Он разрабатывал эту манеру письма на протяжении всей жизни. Особенно увлекался в девятисотые - десятые годы, на юге России, во Франции. Южное солнце как бы само побуждало к воспроизведению разнообразных световых эффектов. Завораживает легкость и артистизм "крымских" и "французских" этюдов "Парижское кафе" (1890-е), "Кафе в Ялте" (1905), "Улица в Виши" (1906), "На юге Франции" (1908), "На берегу моря в Крыму" (1909), "Пристань в Гурзуфе" (1914), "Рыбачья бухта. Севастополь" (1916).
В 1896 году с гастролей в Нижнем Новгороде на Всероссийской выставке начинается второй период жизни Частной оперы.
Время, когда в 1896-1899 годах Федор Иванович Шаляпин выступал на сцене Русской частной оперы, а Коровин и другие замечательные художники оформляли оперные спектакли, было периодом ее расцвета. Шаляпин быстро вошел в круг завсегдатаев мамонтовского дома. С Частной оперой Коровин был связан шестнадцать лет, фактически весь период ее существования, включая первые опыты на домашней сцене в доме Мамонтова.
Кроме "Снегурочки", "Аиды", "Орфея", "Садко", "Лакме", "Кармен", "Псковитянки" Коровин исполнил декорации к целому ряду других произведений, в том числе: самостоятельно - к "Фаусту" Ш. Гуно; совместно с Малевичем и Щукиным - к "Лукреции Борджиа" Г. Доницетти и "Джиоконде" А. Понкиелли; по эскизам В. Д. Поленова, совместно с И. И. Левитаном - к "Алой розе" С. И. Мамонтова; совместно с В. А. Серовым - к "Рогнеде" А. Н. Серова; совместно с С. В. Малютиным - к "Князю Игорю" А. П. Бородина и "Хованщине" М. П. Мусоргского. В Частной опере Коровин сформировался как художник сцены и приобрел широкую известность в театральном мире.
С приходом Коровина и его сверстников в "казенные" театры впервые художник наряду с режиссером стал соавтором спектакля, средствами живописи формируя его духовную среду. Широкую известность имели оформленные мастером драматические спектакли Малого и Александрийского театров, но подлинную славу принес ему музыкальный театр - оформление опер и балетов на сценах Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге. В этой области реализовались и природная музыкальность Коровина и поиски им синтеза искусств. Особенно увлекали мастера оперы и балеты на сказочные и исторические темы. Вехами в истории русского театра стали постановки опер "Руслан и Людмила" (совместно с А. Я. Головиным, 1904) и "Жизнь за царя" (1908) М. И. Глинки, "Золотой петушок" (1909) и "Снегурочка" (1911) Н. А. Римского-Корсакова.
В мае 1914 года случился пожар в депо декораций, находившемся при Малом театре, и почти весь гигантский труд Коровина с 1900 года пошел прахом.
Танец. 1912. Эскиз декорации для постановки балета Ц.Пуни 'Конек-Горбунок' на сцене Мариинского театра
В XX столетие художник вступил мастером, переживающим пору творческой зрелости. Приходит общественное признание его таланта и заслуг. В 1900 году Третьяковская галерея приобрела пейзаж "Зимой". Парижские панно правительство поместило в Русский музей императора Александра III в Петербурге. Имя Коровина заняло достойное место в книге А. Н. Бенуа "История русской живописи в XIX веке", вышедшей в 1902 году.
С 1910 года Коровин занял пост главного декоратора и художника-консультанта императорских театров Москвы. Повышенная своеобразная фееричность окрашивают в это время и новые его постановки - балет "Саламбо" (1910, Большой театр), и возобновления спектаклей - балеты "Конек-Горбунок" (1912, Мариинский театр), "Корсар" (1915, Большой театр) и другие.
Париж не отвратил Коровина от России. Он очень скучал по ней, поэтому Коровин принимает приглашение Мамонтова в 1894 году отправиться в экспедицию для исследования дальнего севера России. Поездка друзей - Коровина и Серова - состоялась в августе-сентябре 1894 года. Художники почти полностью повторили маршрут Мамонтова, побывав в Архангельске, на Мурмане, в Северной Норвегии.
"Северные" работы, имевшие для русской общественности как эстетический, так и научно-познавательный интерес, отражают разнообразие задач, поставленных перед собой художником. С видами крупных гаваней - "Архангельский порт на Двине" (1894), "Гаммерфест. Северное сияние" (1894-1895) - соседствуют изображения малолюдных становищ ("Мурманский берег", 1894), моря и необитаемых островов. Рядом с широкими панорамами - "Ручей св. Трифона в Печенге" (1894) - интимные, "уголковые" пейзажи - "Зима в Лапландии" (1894); редкий для тех лет натюрморт с рыбой. Ряд пейзажей первой северной поездки - "Зима в Лапландии", "Ручей св. Трифона в Печенге", "Гаммерфест. Северное сияние" - прочно вошли в "золотой фонд" русской живописи.
...Коровин же увлекся «просто» живописью. Буквально это значит вот что. Если у Коровина перед избой стоит запряженная в сани лошадь, как на картине «Зимой», это не значит, что сани приготовлены для того, чтобы в них положили убогий бедняцкий гроб (см. «Проводы покойника» Перова). А что и изба, и забор, и деревья, и оглобли, и небо серые, и снег грязноватый — так это не про тоску, которая разъедает русскую душу, как моль серую шинель. Это художник с упоением решает сугубо живописную задачу: как изобразить все оттенки серого — от серебристого и жемчужного до мышиного и похожего на уголь-антрацит; как сочетать их, как разместить их на полотне, не потеряв и не заглушив ни единого. Где расставить едва заметные красные акценты, чтобы позволить серому сиять на сером. Вот об этом и картина. У Левитана тоже есть картина с запряженной в сани лошадкой на снегу перед деревянным крыльцом — называется «Март». Вроде бы все то же самое, но там все сияет и пестрит, взывает к человеческой душе и поет о радости весеннего обновления. А у Коровина все поет о том, какой он виртуоз.
Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа. Коровин К.А.
За чайным столом. 1888
У балкона. Испанки Леонора и Ампара. 1892
Очень плодотворно поработал он в Жуковке летом 1888 года. Именно тогда создал Константин Алексеевич свои светлые и радостные ранние импрессионистические полотна: "У балкона. Испанки", "За чайным столом" (1888), "В лодке" (1888), "Улица во Флоренции" и другие.
Зимой 1888-1889 года вместе с С. И. Мамонтовым художник побывал в Италии, Франции (Париже), Испании. В итальянских пейзажах Коровину с удивительной чуткостью удалось уловить истинное своеобразие облика итальянских городов, местный колорит. Коровин овладевает в них жанром, новым для него самого и мало развитым в русском искусстве того времени - пейзажем современного города.
Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок, форм, кто не перестает удивляться вечно меняющейся чаре света и тени. Коровин К.А.
Cозерцание красоты через живопись - суть самой живописи. Коровин К.А.
Портрет хористки. 1883
Юный художник блестяще решил задачу изображения человеческой фигуры в живой и изменчивой световоздушной среде. Свою, возможно, случайную модель - некрасивую молодую женщину в чуть нелепой шляпке, с веером в руке - он запечатлел на террасе, на фоне залитого солнцем общественного сада. Картина казалась столь неожиданно новой по исполнению и непонятной по задачам ("Девушка, освещенная солнцем" Серова появится только пять лет спустя), что Поленов, судя по авторской надписи на обороте холста, даже посоветовал питомцу не выставлять ее.
Картина "Северная идиллия" (1886) появилась под влиянием интереса обитателей Абрамцева (в Абрамцеве находилось имение промышленника и мецената С. И. Мамонтова) к народному искусству во всех его проявлениях, а также к театру. На лугу изображена группа крестьянских девушек в ярких костюмах Тульской губернии. Они слушают тихий наигрыш пастушка на свирели. Свойственное персонажам состояние раздумья, просветленной грусти, поглощенности звуками простой мелодии, а также декоративность общего замысла ощутимы и в одноименной работе - этюде к центральной части полотна. Фото картины: http://www.artcyclopedia.ru/severna....ich.htm